«Темный ретрит» — экстремальный способ познать себя.

Свами Дев Даршан — организатор и руководитель Центра восточных Практик «Медитэ», мастер йоги с опытом преподавания более 15 лет, Мастер Рэйки, саньясин, ведущий тренингов и семинаров по йоге и тантре. Он много раз проводил (и продолжает проводить) тёмный ретрит, и со знанием дела рассказал нам о том, как это бывает.

1. Уважаемый Даршан, по твоему опыту, какие люди и зачем садятся в темный ретрит? Кому это может быть полезно, а кому вредно?

Ответ:

Привет, Алекс! Начну с конца…. Насчет вредно — это вряд ли. Просто есть люди, которые могут в это идти, а есть те, кто не может. Опять же, все зависит и от уровня подготовки садхака*, и его желания прожить новый опыт, и от возможных страхов, которые есть внутри. Они могут быть осознанными или неосознанными, и проявляться или сразу до ретрита, или в его процессе. Поэтому в процессе подготовки ретритов очень часто сталкиваешься с тем, что люди изначально или хотят, или ооочень боятся…

Что может двигать садхаком при принятии решения посетить такой ретрит? Конечно же, возможность познания себя еще с одной стороны. Возможность нового внутреннего познания через воспоминания давно забытых ощущений.

2. Кафка сказал, что «жизнь отвлекает наше внимание, а от чего — мы обычно даже не знаем». Как ты думаешь, что может проступить, быть увиденным в темном ретрите?

Ответ:

Как раз то, от чего жизнь отнимает наше внимание…. Возможность познать себя. Возможность увидеть, какие мы внутри, и осознать, что мы — не есть то, какими нас видит мир и какими мы себя показываем. Ведь внутри нас — целая вселенная, которая, как и положено по законам физики, имеет центростремительное ускорение и постоянно расширяется. В возможности познания себя скрыта возможность достижения внутреннего прозрения, Просветления, если хотите, и достижения нирваны.

3. В тёмном ретрите надо что-то специально делать, или просто сидеть и наблюдать? Эффективно ли, скажем, медитировать, заниматься осознанными сновидениями, молиться..?

Ответ:

Любая практика в ретрите эффективна. Опять же, возвращаясь к вышесказанному, все зависит от готовности садхака к тем или иным техникам. К его внутреннему пониманию и принятию тех или иных процессов. Поэтому на наших ретритах мы делаем разные техники. И статически, как Дза-Дзен медитация, и динамические с движением, и практики на открытие сверхчувственного восприятия.

4. Многие рассказывают про видения и ужасы, испытанные в темном ретрите. Так что выходит, людям, которые иногда видят дурные сны, лучше вообще «не садиться в темный»? Или там все «проработается», и если человек вытерпит, то выйдет более чистым и освободится от страхов?

Ответ:

Ну, по крайней мере в своей практике проведения ретритов я такого не помню. Психологические переживания и страх темноты — это да, иногда вылезают и другие страхи: страх одиночества, брошенности, покинутости всеми. Но это даже скорее не страх, а очень глубокое и чувственное переживание этого ощущения.

На самом деле, темный ретрит — достаточно забавное мероприятие, по крайней мере, в том формате, в котором мы его проводим. Ну, а насчет проработки, тут всегда очень весело… J Естественно, происходят глубокие изменения, но, как показывает опыт, люди, которые побывали на 3-х дневном ретрите, хотят его повторить, а еще лучше — хотели бы на более длительное погружение, на 7 или даже 14 и 21 день.

5. Темный ретрит — пожалуй, полная противоположность социуму. А не рушится ли потом после выхода социальная, семейная жизнь? Думаю, многие начинающие заниматься саморазвитием хотели бы попробовать темный, но боятся, что в ходе трансформации «потерять себя»? Хотя ведь, по сути, не для этого ли все это — «потерять идентичность», стать другим?

Ответ:

Однозначно, нет! И даже наоборот! Люди начинают по-новому воспринимать жизнь как таковую, она становится ярче что ли, интересней, «вкуснее»… Возвращается полнота ощущений! Моя задача, как тренера — не вывести людей из социума. А дать им возможность вновь наслаждаться жизнью, освободившись от шелухи личных непрожитых страхов и переживаний. Дать им возможность вспомнить первые, не обусловленные социумом, ощущения детства. Потеря идентичности, конечно, возможна, но к этому должна вести большая дорога предыдущей работы с сознанием.

Я бы сказал, что ретрит дает возможность раскрытия внутреннему «Я» садхака, дает возможность… мммм… склонить чашу весов в сторону гедонистического познания себя и мира в целом. И как следствие, может привести отдельного индивидуума к личному осознанию счастья внутри себя.

6. Сравним ли опыт темного ретрита с другими «психотропными» методами, например, холотропным дыханием или, скажем «тантрическими» семинарами? (спрашиваю, т.к. ты, наверное, проводишь и то, и другое, и третье). Что эффективнее, если можно сравнивать?

Ответ:

Если говорить о возможностях расширения сознания — то да, если говорить о форме как практики — то нет, конечно. Особенно, если учесть, что во время ретрита мы используем и дыхательные техники, и телесно-ориентированную терапию, как инструмент для более глубокого погружение во внутренний мир.

Наверное, для меня темный ретрит — просто более глубокая форма погружения, хотя, опять же, в нашем мире все относительно. Конечно, я бы порекомендовал попробовать все варианты: и Тантру, и Дыхание, и Темноту. Ведь познание себя тем больше, чем больше возможностей для этого познания….

7. На сколько часов\суток можно садиться в темный человеку неподготовленному — скажем, тому, кто только начал заниматься йогой или медитацией?

Ответ:

Опять же, все зависит от формы самого ретрита и возможностей садхака. И надо понимать, что, конечно, его можно проводить и дома — но лучше, с точки зрения глубины погружения, когда вы приезжаете туда, где для вас создаются все условия для занятий, и вам уже не нужно отвлекаться на бытовые мелочи.

8. Тебе самому чем помог темный ретрит? Сколько ты сам отсидел в темном\сколько проводишь или провел темных ретритов для других? Расскажи, пожалуйста, что-нибудь забавное из своего опыта или курьезный случай с темного, который ты проводил!) Может, кто-нибудь просветлел на Темном у тебя?) Или что-то еще подобное.

Ответ:

Вообще, сама идея проведения темного ретрита родилась у меня достаточно давно. В 2006 году, в Непале. Я был в ашраме на 7-и дневной группе «No mind» (Вне ума). Группа проходила в молчании, и как более глубокий опыт проживания нам посоветовали воспользоваться повязками для глаз. Чтобы ничего не могло нас отвлекать от молчания. Ведь даже когда вы не разговариваете, а просто встречаетесь глазами — уже возникает мысленный диалог. Вот чтобы исключить такую возможность, нам и посоветовали воспользоваться повязками на глаза. Правда, вечером, находясь в своих номерах, мы их снимали, но с утра надевали снова.

Тогда я провел с закрытыми глазами 10 дней. А молчание мое продолжалось еще практически 2 месяца, после моего приезда домой. Просто не хотелось разговаривать. Очень сложно описать, чем он мне помог, или что дал. Я бы сказал так: я поменялся навсегда. Ведь именно после этой поездки и этого медитационного кэмпа я полностью посвятил себя тренерской работе.

За прошлый и этот год уже было проведено 9 таких ретритов в разных городах России. Ближайший будет в Екатеринбурге с 20 по 23 сентября.

По поводу курьезов сложно писать… Это надо видеть. На каждом ретрите происходят такие случаи. Я уже писал выше, что на самом деле темный ретрит — это достаточно забавно. И это действительно так. У нас очень много веселых практик. Вернее, практики-то самые обычные, но когда вы не видите, что делаете, то это очень часто вызывает просто взрыв эмоций и переживаний… А это обычно очень весело.

Ну, а на тему просветления не могу сказать однозначно. Ведь оно для каждого свое и, возможно, у кого-то оно остается навсегда. Но в данном контексте я бы, наверное, говорил не про просветление, а про пробуждение и расширение сознания индивидуума.

* «Садхак» — ученик йоги; человек, выполняющий «садхану» (поиск), т.е. практикующий разные методы и техники самопознания. (прим. ред. Хануман.ру)

09 октября 2014г.

Алексей Соколовский

Источник …

Top